История чая в России: часть 3
Чайные короли XIX–XX века
Середина позапрошлого столетия интересна тем, что прямо в центре Китая в ту пору поселилась крупная российская колония со своими чайными плантациями. Начиная с 1873-го здесь, в городке Ханькоу, стала функционировать самая масштабная фабрика, производившая кирпичный чай. Производство принадлежало торговцу Литвинову.
Его продукция была специфичной, она образовывалась путем размягчения паром листочков, веток и отходов. Сверху «кирпич» для придания насыщенного оттенка подкрашивали сажей и чайной пылью. Этот продукт был достаточно крепким и более доступным по стоимости. Поэтому он пользовался большой популярностью у тех небогатых жителей Кавказа, Средней Азии и России, кто не мог себе позволить купить китайский чай лучшего качества.
«Кирпичи» чая
Такая разновидность была хороша не только своей дешевизной, но и удобством транспортировки. В отличие от весового товара, ее не могла испортить влажность. Потому перевозка осуществлялась в простых мешках и не доставляла никаких трудностей.
В Ханькоу фабрики России занимались взвешиванием, прессованием и упаковкой. Самую «черную» работу здесь делали китайцы из малообеспеченных слоев общества. Их профессиональными болезнями были воспаления век из-за чайной пыли, которая тонким слоем покрывала все пространство на производстве.
Наиболее оплачиваемым и почетным работником считался так называемый дегустатор. В его обязанности входило снятие пробы приобретенных чайных листьев, оценивание товара по аромату, форме листа, цвету и световым бликам. Все это требовалось для авторитетной рецензии качества чая и возможной дальнейшей прибыли от его продаж.
В начале XX столетия авторитетнейшим торговцем был Вульф Высоцкий со своей фирмой, контролирующей более 30% чайных продаж. Во время Первой мировой обороты компании составили 70 миллионов. Это объяснялось введением запрета на распитие алкогольных напитков и ростом популярности чая.
Товарищество «Высоцкий и Ко» официально именовалось поставщиком двора русского императора, а также персидского шаха. Магазин китайского чая сделал управляющего фирмы пусть неофициальным, но, действующим, королем данной отрасли.
История чая прошлого столетия
1918 год примечателен созданием Центрального Чайного Комитета, призванного решать все проблемные вопросы, связанные со снабжением. А их из-за гражданской войны тогда было немало. Но даже она не сумела прекратить закупки чая, только лишь урезала их объем.
В тридцатые годы XX века появилась тенденция на увеличение внутреннего производства и снижение внешних закупок. Был создан особый научно-исследовательский институт чайной промышленности, всячески развивалось свое производство в Грузии.
1938 год – появление чайных посадок в Краснодарском регионе, здесь планировалось в скором времени получить первые промышленные результаты. Но осуществление задуманного пришлось остановить из-за начала Второй мировой войны.
В 1942-м СССР произвел всего лишь 14 000 тонн чая – минимальный показатель того времени. В других странах чай тоже тогда практически не приобретался. Мирное население вело практически безчайный быт – редкий в те годы напиток поставлялся лишь солдатам и сотрудникам военного производства.
Сталинский договор
После окончания войны вся свободная валюта шла на восстановление хозяйства. Ни о каких масштабных внешних закупках речи быть не могло. А собственное производство чая еще не давало таких результатов, чтобы удовлетворить запросы всех жителей страны.
И тогда Сталин в 1949 году обратился к главе Китайской Республики с предложением обмена чая на трофейные орудия.
Это был выгодный для обеих сторон союз: китайцам, воевавшим в то время с американцами в Корее, требовалось хорошее вооружение. А нашим соотечественникам договор позволял получать дефицитный продукт по более низкой цене, чем если речь шла о заграничных закупках.
Читать далее: