История производства чая и современная чайная индустрия в Японии

Впервые чай появился в Японии еще в VIII столетие нашей эры. В то время японские монахи использовали его в качестве стимулирующего напитка во время медитаций. Известно даже имя монаха, который первым ввёл традицию: его звали Сайшо. Однако большого распространения чай тогда не получил: завозить его нужно было из Китая, а японцы и китайцы, мягко говоря, недолюбливали друг друга.

Зарождение чайной церемонии в Японии

В 1191 году другой монах привез из Китая семена чайного дерева. Это был основатель школы дзэн-буддизма Риндзай сэнсэй Энсай. Семена были посажены сразу в нескольких японских провинциях и успешно прижились. Энсай также распространил идею о том, что чай – это целебный напиток, который необходимо пить ежедневно.

Производство чая в Японии

Привез он и способ заваривания, сохраняющий, по его убеждению, все важные свойства чая:

  1. Для начала следовало измельчить чай в маття (тончайший порошок).
  2. Затем просеять его и добавить немного воды.
  3. Заливая кипяток необходимо было взбить кашицу специальным венчиком до появления белой пены.

Именно так пили чай соседи-китайцы. С тех самых пор традиция закрепилась: в Японии и сейчас во время чайных церемоний часто используется этот метод заваривания.

Распространение чая

Постепенно чайные деревья высаживались в новых местах, а чайная церемония становилась все более популярной. С XIII века чай пили уже не только монахи, но и знать, ученые, государственные деятели и даже самураи.

Появились соревнования между дегустаторами, когда любители чая собирались вместе, чтобы поучаствовать в распознавании вкусов разных видов чайного напитка. К XVI веку в Японии были уже свои известные чайные мастера с богатой историей.

Добровольная самоизоляция

В период с 1641 по 1853 годы Япония добровольно отрезала себя от мира, чтобы сохранить свою уникальную культуру. И хотя чай здесь активно выращивали и даже изобретали собственные методы обработки чайного листа, никто из иностранцев не мог попробовать этот чудесный напиток. Самым большим поставщиком чая для всего мира оставался Китай.

Производство чая в Японии

В 1738 году чайный мастер Соэн Нагатани начал обрабатывать чайные листья паром, что позволило сохранить свежесть чайного листа и разработать новый вид зеленого чая, не похожий на соседний китайский. Этот уникальный чай очень быстро завоевал популярность среди японцев.

Выход в мир

С 1859 года Япония, наконец, «вышла в свет» и открыла себя для международной торговли, потеснив Китай на рынке чая. Главным импортером стали США: продажа чая за океан стала для Японии существенным источником дохода. В конце XIX века большой спрос на чай привел к индустриализации производства. Появились новые виды чая, в т. ч. черный.

После Первой мировой войны японцы были на пике своей славы: ежегодно они продавали за рубеж около 20 тыс. тонн зеленого чая и свыше 10 тыс. тонн черного. Однако счастье было недолгим: Японию быстро потеснили английские производители, выращивающие чай в Шри-Ланке, Кении и Индии.

Внутри страны

Не выдержав конкуренции, Япония начала работать на внутренний рынок. Развитие чайной индустрии активно поддерживалось государством. Населению непрестанно напоминали обо всех полезных свойствах напитка, появились производные продукты на основе чая. После Второй мировой войны в Японии стали продавать чай в пакетиках.

Производство чая в Японии

Производство чая здесь сильно отличается от китайского. В Японии практически нет производителей, которые ведут процесс от посадки чайного дерева до выпуска готовой продукции: дорогое оборудование заставляет их специализироваться на каком-то одном этапе.

В результате процесс производства выглядит примерно так:

  1. Фермеры выращивают и собирают чай.
  2. Специализированные предприятия превращают чайный лист в арати, обрабатывая его особым способом.
  3. Арати скупается фабриками сиагэ, где чайный лист подвергается различной обработке, в зависимости от поставленных задач.
  4. Чай попадает в руки к дистрибьюторам и розничным торговцам.
  5. Наконец, готовый продукт продается на рынке.

Сейчас в Японии ежегодно производят свыше 92 тыс. тонн зеленого чая, из которых на экспорт идет около 1600 тонн. Больше всего экспортирует провинция Сидзуока.