Чайная индустрия в Индии

Ежегодно индийские компании производят около 980 820 тонн чая – по этому показателю страна занимает второе место после Китая. И если еще в начале прошлого века Индия оставляла себе только треть от производимой продукции, отправляя все на экспорт, то сегодня население страны потребляет почти 80% чая собственного производства, продавая за рубеж не более 21%.

Ассам – лидер по производству чая в Индии

Ассам – это крупнейший регион-производитель чая не только в Индии, но и во всем мире. Здесь культивируют свыше 900 чайных садов и большинство из них по площади занимают тысячи гектаров. Именно производители из Ассама порой невольно становятся причиной переизбытка чая на внутреннем рынке страны – все вместе они выпускают свыше 500 тысяч тонн чая ежегодно.

Так было не всегда. До средины XIX века тут были лишь безбрежные неосвоенные леса. Однако климат района оказался идеально приспособленным для выращивания чая, а потому на смену диким насаждениям быстро пришли аккуратные чайные плантации. Сегодня регион гордится своими садами, приносящими стране большую прибыль.

Чай в пакетиках

Быстрое разрастание чайной индустрии в Ассаме, да и на всей остальной территории Индии, стало возможным благодаря изобретению эффективных методов переработки чая. В частности, метод СТС, состоящий в измельчении чайных листьев для получения однородной массы, отлично подходит для современного рынка чая. Именно так появился чай в пакетиках, столь популярный в последнее время.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: изобретателем чая в пакетиках считается Томас Салливан – торговец и дистрибьютор из Нью-Йорка. Однажды он поместил образцы чая в небольшие шелковые пакетики, чтобы продемонстрировать их будущим клиентам. Он думал, что покупатели сначала извлекут чаинки, а затем заварят из них чай. Но клиенты не стали вынимать содержимое пакетов – вместо этого они сразу залили их кипящей водой. Полученный напиток настолько им понравился, что Т. Салливан вскоре получил свой первый заказ на «чай в пакетиках».

Конечно, такой продукт теряет значительную часть своих неповторимых качеств – аромат и вкус чая «из пакетика» намного хуже, чем у цельнолистового. Зато его можно производить в больших количествах, чтобы полностью покрыть спрос на рынке.

Дарджилинг – элитный индийский чай

Хотя в Дарджилинге чай стали выращивать почти одновременно с Ассамом, выяснилось, что климат здесь не слишком благоприятен для производства большого количества чая. Производители быстро поняли, что не смогут соперничать с другими регионами на мировом рынке, а потому нужно сделать ставку на качество.

Индустрия чая в Дарджилинге занимает особую позицию. Тут производятся элитные черные чаи высочайшего качества, которые поставляются в Японию, Европу и Северную Америку. Регион гордится своими чаями. Правда, в последнее время в связи в общей ситуацией в мире у производителей начались свои трудности.

Система сбыта

Большая часть чая продается в Калькутте на открытых торгах. Процесс покупки выглядит примерно так:

  • потенциальный покупатель обращается к брокеру и получает список доступной продукции;
  • далее клиент попадает в дегустационный зал, где выбирает подходящие партии;
  • через несколько дней на торгах покупатель пытается приобрести нужный товар.

Конечно, из этого правила бывают и исключения. Например, когда у импортера есть особые связи с производителем: тогда купить чай можно даже раньше, чем он появится в Калькутте.